План-конспект «Осторожность — залог безопасности!»
Цель: Обучать детей правильному, безопасному поведению при встрече с незнакомыми людьми.
Задачи: — Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, при несоблюдении мер безопасности.
— Способствовать развитию осторожности, внимания, смекалки.
— Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни.
Демонстрационный материал: Ситуативные картинки для обсуждения (незнакомый взрослый звонит в дверь; звонит по телефону; предлагает ребенку конфету, покататься на машине)
Ход занятия
1. Организационный момент
Ребята! Мы живем в мире, где много разных людей, хороших и плохих. Хорошие люди заботятся о детях, любят, оберегают их, хотят, чтобы вы выросли здоровыми, умными, добрыми. Но, к сожалению, есть и люди, которые творят зло. Это опасные люди. Они могут ограбить квартиру, украсть ребенка или даже убить человека.
Сегодня мы будем учиться узнавать таких людей, и вести себя с ними.
2. Основная часть
— Ребята, какие взрослые могут быть опасными?
(люди неприятной внешности, неопрятно одетые и т.д.)
— Всегда ли приятная внешность означает и добрые намерения?
(нет, не всегда)
— Бывает, что ребенок остался один в квартире. Родители на работе или ушли в магазин, больницу. Вокруг вас родные стены , знакомые предметы, игрушки.
Узнав, что в квартире находится один ребенок, преступники пытаются проникнуть в квартиру, чтобы совершить, например кражу. Мы должны помнить об этом и быть с такими людьми очень осторожными.
— Как могут такие люди узнать, что вы одни дома?
(позвонить по телефону или в дверь и вежливым тоном вести беседу, из которой им станет ясно, кто в квартире…)
Вывешивается ситуативная картинка – человек звонит по телефону
— Посмотрите на картинку, что можно сказать об этой ситуации. (Ответы)
— Бывает, что опасный человек звонит по телефону и спрашивает тебя о том, кто в доме, как тебя звать и когда вернуться родители.
— Для чего плохой человек все узнает?
(узнав, что ребенок один дома, он захочет проникнуть в квартиру.)
— Что нужно отвечать по телефону?
(я вам ничего не скажу; сообщите ваш номер телефона, родители вам перезвонят)
— Правильно, нельзя сообщать по телефону, что вы одни дома, свое имя и тем более адрес.
— Ребята послушайте пословицы, которые подходят к данной ситуации.
«По секрету всему свету»
«Держи язык за зубами»
«Кто много болтает – беду накликает»
— О чем эти пословицы?
(нельзя все и всем рассказывать, этой информацией могут воспользоваться плохие люди)
Вывешивается ситуативная картинка – человек звонит в дверь
— Что нужно делать, если вам звонят в дверь? (Ответы детей)
— А если человек за дверью говорит, что он почтальон? Милиционер? Знакомый твоих родителей и называет вас по имени? (Ответы детей)
Дверь незнакомым не открывай,
Словам и подаркам не доверяй,
Скажи: «Скоро мама с работы придет,
Сама, если надо, вам дверь отопрет».
— Сейчас и я вам зачитаю стихотворение по теме:
Не пускайте дядю в дом, если дядя незнаком!
И не открывайте тете,
Если мама на работе.
Ведь преступник – он хитер,
Притворится, что монтер,
Или даже скажет он,
Что пришел к вам почтальон.
Он покажет вам пакет,
а под мышкой пистолет.
В жизни всякое бывает
С тем, кто двери открывает.
— Запомним ребята, что никому и не под каким предлогом нельзя открывать дверь людям, которых ты не знаешь.
— Сейчас мы с вами сыграем в игру, которая называется «Закончи стихотворение».
Правило: нужно вставить в стихотворение недостающие слова.
Не пускайте дядю в дом,
Если дядя незнаком!
И не открывайте тёте,
Если мама на работе,
Ведь преступник, он хитёр,
Притворится, что… (монтёр)
Или даже скажет он,
Что пришёл к вам… (почтальон)
Он покажет вам пакет
А под мышкой… (пистолет).
Или он надел халат,
А под ним штук пять… (гранат)
А за ним спешит «старушка»,
У неё в авоське… (пушка).
В жизни всякое бывает
С тем, кто двери… (открывает).
Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли,
Незнакомцам ты не верь,
Закрывай покрепче… (дверь)!
Вывешивается ситуативная картинка – незнакомец предлагает конфету
— Рассмотрим следующую картинку.
Мальчик гуляет на улице, к нему подошел незнакомый человек и предлагает например конфету. Как нужно поступить? Почему? (Ответы детей)
— А если человек говорит, что у него в машине котенок и зовет посмотреть, что вы будете делать? (Ответы детей)
— А кататься поедите с незнакомцем? (Ответы детей)
— Правильно, никогда не надо ничего брать у незнакомых людей, а тем более садиться в машину и ехать куда-то.
Угощают часто нас,
Только помни каждый раз:
Бери угощения лишь у знакомых,
А не у чужих, с виду скромных и добрых.
— Бывает, что человек зовет не в машину, а в какое-нибудь место. Нельзя идти по его зову. Кто знает, что у этого человека на уме.
Играй во дворе возле дома,
Играй на знакомой площадке,
Но стройка и улица – не для игры!
И правило это – для всей детворы.
— Ребята, что будете делать, если незнакомый человек попытается куда-то увести вас силой? (Ответы детей)
— Вот что надо делать. Преступники бояться шума, поэтому во всех этих случаях надо громко кричать, чтобы окружающим было понятно: вас пытаются увести незнакомые люди!
Например: «Дяденька, я вас не знаю! Отпустите меня!», «Помогите, меня уводит незнакомый человек!»
— Не бойтесь, что над вами будут смеяться. Если это поможет избежать опасности, то все правильно. Хуже, если вы постесняетесь или испугаетесь. Вы можете попасть в беду.
— Послушайте пословицы:
«Страх – плохой советчик»
«Мир не без добрых людей»
— О чем эти пословицы? (Ответы детей)
— Обо всем, что происходит в вашей жизни, вы должны рассказывать родителям. Они должны обязательно знать, с какими ситуациями вы сталкиваетесь. Родители всегда помогут и научат, как правильно поступить.
Мама все мои секреты знает
И всегда мне во всем помогает.
Если что-нибудь случится вдруг,
Мама – самый верный друг.
Будьте внимательны, осторожны и бдительны.